Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.

Содержание

Лучший способ запоминания в долговременную память!

Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.

Россия, Москва

Что значит «запомнить в долговременную память»?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить! Вот от этого и будем плясать

Источник: https://ZapomniVse.com/stati/zapominenie-informacii/luchshijj-sposob-zapominaniya-v-dolgovremennuyu-pamyat.html

ПроеКТОриЯ – Твоя профессиональная траектория

Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.
Наука памяти: 7 способов запоминать больше и учиться быстрее

Чтобы разобраться в техниках запоминания, сначала давайте рассмотрим, как же работает память.

Если она является для вас загадкой, то вы не исключение. Учёные и философы уже по меньшей мере 2 000 лет пытаются понять, как функционирует память, и всё ещё совершают новые открытия.

К примеру, за очередной прорыв в этом направлении группа британских учёных недавно получила крупнейшую премию в области нейронауки — один миллион евро.

Они нашли в мозге белок, который играет ключевую роль в формировании и потере памяти. Ещё больше открытий ждёт нас впереди.

Согласно последним представлениям о работе памяти, выделяют три её этапа.

Кодирование

Первый этап, кодирование, протекает, когда вы наблюдаете какое-нибудь событие или любую другую информацию. В это время мозг начинает осознанно впитывать звуки, изображения и прочие доступные чувствам данные.

К примеру, представьте свой первый визит в Лас-Вегас.

Ваши воспоминания об этом событии формируются визуальными образами (роскошные здания, буйная растительность), звуками (звон игровых автоматов) и запахами (специальные ароматы, которые распыляют в каждом казино).

Если свяжете с этой чувственной информацией какие-нибудь факты или другой подтекст, вы задействуете процесс под названием «семантическое кодирование».

Например, в Лас-Вегасе можно построить ассоциации между отелем-казино «Белладжио», его положением на карте и тем фактом, что каждые 30 минут местный танцующий фонтан устраивает шоу.

Так вы сможете закодировать «Белладжио» с помощью семантической памяти.

Как предполагают исследователи, мы запоминаем информацию быстрее и храним её дольше, если подбираем к ней ассоциации в процессе семантического кодирования.

Хранение

Все закодированные частички информации хранятся в разных участках мозга. Его нервные клетки, нейроны, обмениваются сигналами о поступлении новых данных и создают между ними временные или долгосрочные связи. Именно активность нейронов и сила этих связей, по мнению нейробиологов, обеспечивают работу памяти.

Различают два типа памяти: кратковременную и долговременную. Кратковременная, или рабочая, память — это своего рода буфер вашего мозга.

Попавшая в неё информация будет храниться до того момента, пока не окажется стёртой или загруженной в долгосрочную память. Например, вы запоминаете, что хотите заказать на обед, до совершения заказа.

Как только еда доставлена и съедена, мозг избавляется от этой информации.

Долговременная память содержит воспоминания, которые вы храните от нескольких дней до многих лет. К ним можно отнести знание основ езды на велосипеде или первый ужин с любимым человеком.

Память обоих типов с годами может ослабевать, поскольку мозг постепенно теряет клетки, которые создают связи между информацией. Но этого можно избежать.

Мозг поддаётся тренировке так же, как и мышцы, а если не использовать память, её можно потерять.

Воспроизведение

Наконец, чтобы извлекать воспоминания из памяти, мозг обращается к ранее созданным нейронным связям. Повторное воспроизведение информации укрепляет эти связи и воспоминания. Поэтому техники повторения с помощью флеш-карточек или заметок помогают удерживать мысли в голове.

Когда вы помните информацию, вы не храните точную копию события или факта, к которым она относится, потому что воспоминания смешиваются с новыми данными о реальности.

Воспоминания не остаются статичными, их могут дополнять новые факты и связи между ними. Таким образом, воспроизведение старых мыслей в памяти можно считать творческим переосмыслением.

По этой же причине воспоминания могут быть ошибочными или существенно меняться со временем.

Теперь, когда мы разобрались в работе памяти, можно применять эти знания, чтобы запоминать и учиться эффективнее.

1. Ведите здоровый образ жизни

Улучшив общее состояние здоровья с помощью хорошего сна, регулярных физических упражнений и правильного питания, вы не только укрепите тело, но и улучшите работу мозга. В том числе, и память.

2. Используйте ассоциации

Ассоциации играют ведущую роль в работе мнемотехник — правил и приёмов для эффективного запоминания. Вот несколько самых популярных из них.

Мнемонические фразы. Чтобы детям было проще запоминать цвета радуги, ещё в детском саду их знакомят с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Как вы знаете, первые буквы каждого слова являются первыми буквами цветов. А для тех, кто путает слова «одеть» и «надеть», есть поговорка «Одеть Надежду, надеть одежду».

Обе фразы помогают запомнить несвязанные элементы, вписывая их в общий контекст.

Аудиальные ассоциации. Ещё одно мощное мнемоническое средство — это музыка. Она структурирует информацию и подталкивает к повторению. Так, запомнить навязчивую песню намного проще, чем длинную последовательность слов или букв. Если в школе вы учили английский алфавит, возможно, учитель включал для вас знаменитую песню ABC song. Миллионы детей запоминают с её помощью английские буквы.

Рифмы. Возможно, вы знакомы со стихотворением, которое учат, чтобы помнить значение числа Пи. На его примере вы можете убедиться, что, с точки зрения мнемотехники, рифмы близки к музыкальным ассоциациям. Когда конец каждой строки рифмуется с другим, это создаёт легко запоминающуюся структуру, похожую на песню. Только в этом случае без звука.

Визуальные ассоциации. Одной из ключевых техник, которые помогают нам удерживать воспоминания в голове, является визуализация. Слова и числа тяжело запоминать, потому что это абстракции, которые мозгу сложно зафиксировать.

Но хранить в памяти визуальные образы намного проще. Поэтому старайтесь визуализировать сложную информацию в уме, чтобы дольше её помнить. Так, чтобы не забыть число 210, можно связать черты входящих в него цифр с похожими, но более яркими образами.

Например, лебедь (2) плывёт к флажку (1), чтобы съесть пончик (0).

3. Стройте дворец памяти

Дворец памяти — ещё один приём, в основе которого лежат ассоциации. Его придумали ещё античные ораторы, и плод их творчества до сих пор считается удобной и эффективной техникой запоминания. Неважно, что именно вы хотите заучить — речь для выступления, детали рабочей задачи или продукты в списке покупок, — дворец памяти поможет со всем.

“Ведущей техникой, которую используем мы, лучшие ментальные атлеты, остаётся и всегда будет оставаться дворец памяти. Если вы хотите освоить одну из мнемотехник, выучите именно эту”, – Нельсон Делис (Nelson Dellis), четырёхкратный победитель чемпионата США по памяти.

Суть дворца памяти такова: вы ассоциируете хорошо знакомое вам помещение и его содержимое с фрагментами запоминаемой информации. Например, можно представить свой дом и связать понятия, которые хотите запомнить, с любыми предметами интерьера. Это работает, поскольку вы мысленно прикрепляете новые образы к тем, которые уже хорошо помните.

4. Запоминайте информацию по частям

Чтобы быстрее запоминать большие объёмы информации, вы можете заучивать её маленькими частями. Скорее всего, с этой техникой вы уже сталкивались. Например, когда запоминали телефонный номер.

Ведь ту же последовательность цифр проще заучить разбитой на фрагменты (888 555 0000), чем целиком (8885550000). По мнению учёных, средний человеческий мозг способен хранить в краткосрочной памяти до четырёх элементов одновременно.

Но, группируя новые данные, мы можем преодолеть этот лимит.

Правильное дробление информации включает классификацию элементов, поиск в них закономерностей и структуризацию. Чтобы применить этот метод, скажем, для запоминания иностранной лексики, можно сгруппировать незнакомые слова по темам, а затем разделить на небольшие группы. После этого можно учить одну группу за другой с помощью остальных приёмов запоминания.

5. Конспектируйте новую информацию от руки

Есть несколько причин, по которым запись текста от руки помогает запоминать его лучше, чем ввод на клавиатуре. Когда вы выводите каждый символ вручную, этот процесс стимулирует область мозга под названием «ретикулярная активирующая система». В результате мозг уделяет больше внимание записанному. Как показывают исследования  [2]Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer.

The Pen Is Mightier Than the Keyboard. Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking. , когда люди конспектируют с помощью ноутбука, они записывают содержимое лекций дословно. А во время ручной записи мы чаще перефразируем материал, следовательно, больше вовлекаемся в учебный процесс.

Вы извлечёте двойную пользу, если добавите в заметки визуальные образы, превратив конспекты в ментальные карты.

6. Используйте интервальные повторения

Вы можете долго готовиться к экзаменам или просто учить что-то для себя, а затем мгновенно забыть всё, что совсем недавно хорошо помнили. Если мы не повторяем информацию регулярно, то забываем её в течение нескольких дней или недель.

Это природная специфика работы человеческого мозга. Чтобы запомнить что-либо надолго, вроде иностранных слов или профессиональной информации, нужно повторять это через определённые промежутки времени.

Такую технику называют интервальным повторением.

7. Делитесь заученной информацией с другими

Как говорится, лучший способ выучить любую тему — объяснить её другим. В научных работах этот феномен называют эффектом протеже.

В рамках одного из исследований специалисты наблюдали, как пересказ выученной информации влияет на успеваемость студентов. Учащиеся объясняли новый материал виртуальному собеседнику и по итогам раскрыли несколько преимуществ такого подхода.

Он помог студентам найти пробелы в знаниях и структурировать их, а также поспособствовал более тщательному изучению предметов.

Источник: https://proektoria.online/news/lifehack/7_sposobov_zapominat_bolshe_i_uchitsya_bystree/

Как запоминать большие объемы информации?

Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.

Плохая память? Забываете о важном? Необходимо быстро выучить что-то новое? Читайте, как легко запоминать большие объемы информации и стать умнее!

Эта статья поможет вам быстро подготовиться к экзаменам, без труда повысить квалификацию на работе, изучить новые языки или легко освоить любое новое для себя направление. При этом ваш мозг будет запоминать большие объемы информации лучше и быстрее, а ваша память автоматически усилится!

1. Запоминаем информацию зрительно!2. Почему о видео стоит сказать отдельно?3. Подключаем слух и ощущения!4. Сон и обучение во сне!5. Как правильно запоминать большие объемы информации?6. Соединяем новую информацию с прошлым опытом!6. Как научиться запоминать большой объем информации сразу?7. Упражнение для улучшения памяти!

8. Программа для синхронизации полушарий мозга!

Запоминаем информацию зрительно!

Ученые выяснили, что несмотря на различие репрезентативной системы (как вы знаете, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков, определить свой тип вы можете здесь >>>), мозг любого человека основную информацию воспринимает зрительно.

Причем зрение очень сильно влияет на все другие органы чувств и нередко искажает принятую ими информацию.

Был проведен эксперимент…

Любителям и ценителям вина было предложено распознать, что у них в бокале. А в бокале подавали белое вино, в которое добавили красный пищевой краситель.

Ни один участник эксперимента не сказал, что вино белое, так как на цвет оно было красное!!

Как использовать это знание, чтобы запомнить большие объемы информации?

Любой текст мозг не воспринимает информацию как некий поток, а лишь как картинку. Читая слово или фразу, мы подключаем воображение, чтобы уловить смысл. Иными словами мы переводим буквенный текст в зрительный.

Но это в разы снижает скорость и качество запоминания!

А вот если мы сразу видим перед глазами картинку, то ее смысл становится понятен без “перевода” и запоминается намного лучше!

Поэтому каждую новую мысль запоминаемого текста стоит связать со зрительным изображением. Это могут быть поясняющие картинки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.

Почему о видео стоит сказать отдельно? 

Особенно хорошо зрительная информация воспринимается в движении. Статичная картинка гораздо менее эффективна, чем динамичный ролик. Поэтому если вы запоминаете новую информацию, включайте в процесс обучения тематические видео!

Подключаем слух и ощущения!

Даже если вы кинестетик или аудиал, то слух и ощущения все равно будут для вас дополнительными источниками усвоения информации. Но вот сбрасывать их со счетов явно не стоит даже ярким визуалам.

Чем больше каналов восприятия мы задействуем во время запоминания, тем лучше усваивается информация, и тем дольше она держится в нашей оперативной памяти.

Поэтому, запоминая текст, не поленитесь прочитать его вслух. Также используйте наглядные пособия, которые вы можете запомнить на ощупь.

Каждый новый блок информации рекомендуют запоминать в разных частях комнаты. Потом, при воспроизведении, выстроится цепочка – определенное положение, определенная часть комнаты, определенная информация.

Сон и обучение во сне!

Сам по себе сон, особенно перед экзаменом или другим важным событием, когда вам потребуется “обналичить” выученные знания, уже играет немаловажную роль. На этот предмет было протестировано несколько сотен студентов. Те студенты, которые в ночь перед экзаменом спокойно спали, показывали гораздо лучший результат, чем те, которые занимались ночной зубрежкой.

Поэтому, если вы хорошо выспитесь, то шансов вспомнить усвоенное у вас будет намного больше!

Также стоит особо отметить феномен обучения во сне.

Ученые установили, что человеческий мозг хорошо запоминает информацию в первые 60 минут после засыпания. Поэтому, запоминая информацию вслух, вы можете включить диктофон и записать ее, а потом включить воспроизведение при погружении в сон.

Как правильно запоминать большие объемы информации?

От того, как вы организуете свое обучение, также сильно зависит конечный результат.

Многие используют метод зубрежки и “чахнут” над знаниями до тех пор, пока не “выучат”. Однако такой подход не является эффективным.

Гораздо легче и проще запомнить большой объем информации если:

  • делать перерывы между изучением каждого нового блока информации;
  • изучать новые блоки вперемешку;
  • составлять краткий конспект изученного;
  • повторить изученное через час, затем через 3 часа, а потом на следующий день.

Что значит изучать новые блоки вперемешку?

При изучении новой информации можно идти последовательно. Сначала выучить одно, затем второе, которое вытекает из первого, потом третье, тесно связанное со вторым. Казалось бы, такой подход должен быть правильным. Но нет.

Когда человек переключает внимание на новый аспект, не связанный с предыдущим, он воспринимает информацию гораздо лучше.

Так, скажем, если вы изучаете английский язык, уделите 15 минут запоминанию новых слов, потом 5 минут отдохните и начните 15 минут слушать английскую речь, потом снова перерыв, и займитесь чтением.

Опять перерыв, затем перевод текста. А через час повторите изученные слова. Результат вас удивит!

Отдельно стоит сказать пару слов о конспекте…

Не нужно записывать туда все подряд и превращать конспект в шпаргалку. Достаточно записать по одному слову каждой новой мысли, при этом слово должно отражать эту самую мысль. При таком подходе вам потребуется только взглянуть на записанное слово, чтобы вспомнить все, что с ним связано.

Соединяем новую информацию с прошлым опытом!

Это еще один немаловажный аспект! Новые знания должны занять в вашей памяти свой отдел, тогда вам будет легко “вытащить” их, когда потребуется.

Рассмотрим на примере…

У многих людей есть проблема с запоминанием новых имен или чисел. Чтобы устранить эту проблему, попробуйте при запоминании связать эту информацию с каким-то образом, который уже есть в вашей голове.

К примеру, нового сотрудника зовут Иван. Вы вспоминаете, что так звали героя русских народных сказок.

Все! Это имя прочно впечатается в вашу память! Или, допустим, вам порекомендовали по какому-то вопросу связаться с Марьей Ивановной.

Чтобы эту самую Марью Ивановну не забыть (ведь вы ее еще даже не видели), стоит просто припомнить, что так звали вашу первую учительницу… В общем, суть понятна.

То же и с цифрами!

Не нужно искать какую-то логику в своих рассуждениях, когда вы пытаетесь, например, запомнить пароль от новой банковской карты. Мысль может прийти такая: 18 – молодость, 70 – старость. Теперь пароль 1870 вы запомните на всю жизнь!

Вам нужно лишь подобрать свою ассоциацию!

А если, к примеру, вы изучаете какое-то новое дело или осваиваете новую способность?

Все, что вам необходимо, это проанализировать, какие аспекты и детали вам уже известны.

Допустим, вы хотите открыть бизнес по изготовлению шифера, а до этого занимались поставкой продуктов питания.

Что может быть общего?

Не так мало, как вы думаете. Для любого бизнеса потребуется составить бизнес-план, закупить необходимое оборудование, определить целевую аудиторию, продумать рекламную кампанию, решить вопрос с сотрудниками. И все это вы это уже умеете!! Вам останется только сосредоточиться на отличиях и вникнуть в процесс изготовления этого самого шифера.

Согласитесь, кажется гораздо легче, чем осваивать совершенно новый и незнакомый вид деятельности.

Как научиться запоминать большой объем информации сразу?

Помните в школе была такая форма, как пересказ? А ведь неслучайно!

Пересказывая полученную информацию кому-либо, мы тут же запоминаем ее, причем очень надолго. Поэтому, если есть “свободные уши”, используйте их для пользы дела. При этом пересказывать лучше глядя в конспект, тогда даже большой объем информации уляжется в вашей памяти целиком и полностью.

Но если свободных ушей под рукой не оказалось, на помощь придет зеркало.

При этом постарайтесь объяснить все своему отражению как можно нагляднее – используя мимику и жестикуляцию.

Чем больше телесных движений вы задействуете в процессе пересказа, тем лучше усвоится информация. А в сам “час Х” (экзамен или другое подобное мероприятие), вы можете вспомнить свои гримасы и жесты, при этом сопутствующая информация, которую вы пытались объяснить своему отражению, всплывет в памяти сама собой.

Также, как говорилось выше, для наглядности в конспект стоит включать изображения.

Упражнение для улучшения памяти!

Это простое упражнение дает просто невероятный эффект!

Оно способствует расширению оперативной памяти мозга и легко позволяет запоминать большие объемы информации.

Некоторые школьники, которые раньше с трудом запоминали уроки, после регулярного выполнения этого упражнения многократно повысили свою успеваемость, стали умнее и избавились от проблем с учебой.

Взрослые уже после нескольких недель занятий отметили, что перестали забывать о важных вещах, стали легко запоминать большие объемы информации, легче переносить информационные нагрузки и стрессы!

Всего 5 минут в день помогут вам быстро запоминать большие объемы информации!

Это упражнение синхронизирует деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет запоминать больше, быстрее и лучше!

Что нужно делать?

1. Встать так, чтобы ноги располагались на ширине плеч.

2. Правой рукой нужно взяться за мочку левого уха, а левой рукой – за мочку правого.

3. На вдохе в таком положении рук выполнить приседание.

4. На выдохе в этом же положении рук встать.

Можно сделать несколько подходов, чтобы общее время приседаний составило 5 минут, или выполнить приседания сразу. Этого времени в день будет вполне достаточно.

Также благоприятно влияет на память йога для мозга (практика перевернутых асан йоги), так как обеспечивает дополнительный приток крови к мозгу.

Программа для синхронизации полушарий мозга!

Для улучшения памяти и запоминания больших объемов информации также хорошо использовать специальную аудиопрограмму, которая синхронизирует деятельность полушарий мозга и увеличивает его “пропускную” способность принимать информацию. Кроме того, программа способствует саморазвитию личности в целом. Прослушивать ее желательно ежедневно в дневные часы.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Репрезентативная система — понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира (Википедия).

Источник: https://omkling.com/zapominat-bolshie-obemy-informacii/

Методы запоминания текстовой информации:

Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.

  1. логические методы: “Алгоритм абзаца”, “Карта текста” и “Алгоритм текста”;

  2. образные методы: “Картинка”, “Путешествие” и “Пластилин”;

  3. образно-логические методы: “Паутинка”, “Рисунок” “Открытка”;

  4. методы поэтапного осмысления текста: “Галочка” “Медик”.

  5. методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей и т.п.: “Образ”, “Карта правила”, “Эрудит”” и “Опора”;

  6. мнемонический метод запоминания текстов “Бусы”;

  7. структурные методы: “Отмычка” и “Прогулка”.

Выборметода запоминания текста осуществляетсяпо следующим критериям:

  1. цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);

  2. наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;

  3. количества новой – непонятной информации.

  4. доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;

  5. стиля изложения текста.

Таккак выбор метода запоминания текстазависит от большого количества факторов,то у автора нет возможности подробнееосветить этот вопрос. Однако в каждомразделе будут даны практическиерекомендации по использованию того илииного метода…

Глава №5. Интеллектуальная работа с точной информацией

Выборметода запоминания точной информацииосуществляется по следующим критериям:

  1. виду точной информации;

  2. индивидуальным особенностям воображения (по степени развития воображения и по типу образов, которыми оперируют чаще всего);

  3. индивидуальным особенностям памяти и мышления.

Методы запоминания точной информации:

  1. методы мнемотехники,

  2. методы сопоставления,

  3. методы эйдетики.

Прежде чем приступитьк подробному описанию методов запоминанияточной информации, сначала вспомним,что является точной информацией, и какиетрудности возникают при ее запоминании.

Какбыло сказано выше, к точной информацииотносятся сведения, которые не имеетсмысла запоминать приблизительно.Другими словами, это информация, котораядолжна быть запомнена со 100% точностью.К точной информации относятся цифровыеданные, иностранные слова, термины,Ф.И.

О, таблицы, исторические даты,географические названия и т.п.

Далее мырассмотрели вопрос: “Почему точнаяинформация запоминается хуже всего?”Что подобного рода информация не содержитни образов, которыми оперирует мозг, нислов, “включающих” процесс мышления(предлогов, падежных окончаний, служебныхчастей речи, глаголов и прилагательных).

И действительно, при запоминании цифр,например, в воображении не возникаетникаких образов. Мозг пропускаетизображение цифр через себя, как бегущуюстроку по экрану телевизора, и на“кратковременное хранение оставляет”лишь последние 5-9 цифр.

Из всего сказанногов этой главе можно сделать вывод, чтодля качественного запоминания точнойинформации есть два пути:

первый – образныйуровень (методы мнемотехники),

второй – логическийуровень (методы сопоставления).

Рассмотрим подробнеекаждый из методов запоминания точнойинформации.

Методы мнемотехники

Энциклопедическийсловарь дает следующее определениемнемотехники:

МНЕМОТЕХНИКА(или мнемоника) – от греческого mnemonikon – искусство запоминания, означаетсовокупность приемов и способов,облегчающих запоминание и увеличивающихобъем памяти путем образованияискусственных ассоциаций.

Мнемотехникаизвестна с давних времен и насчитываеткак минимум две тысячи лет. Одни говорят,что оно было известно на востоке, другие“изобретателем” этого искусствасчитают греческого поэта – Симонида(умер 469 до н.э.) Об этом существует дажелегенда.

Симонидапригласили к одному богатому человекуна пир. Когда гости уже сидели за столом,ему доложили, что пришли два молодыхчеловека, которые желают его видеть. Онтот час же встал из-за стола и вышел, ноникого не нашел.

А в это время, комната,в которой происходило пиршество,провалилась, и все в ней находившиесябыли убиты. Родственники погибшихпопросили Симонида вспомнить, кто и гдесидел. Он действительно вспомнил, вкаком порядке сидели пирующие за столоми места, ими занимаемые.

Этот случай ипривел к открытию особенности памяти,что по местуможно вспомнить информацию, имеющуюконкретный образ.

Мнемоникавпервые была описана неизвестным римскимучителем риторики. Мнемоника использоваласькак инструмент, позволяющий точнозапоминать большие объемы смысловойинформации.

Надо заметить, что ни одиноратор греческий или римский не выступалперед публикой с конспектом в руках,что делало необходимым применениеискусственных приемов запоминания.

Вдальнейшем мнемоника постоянносвязывалась с риторикой, и известныдругие сочинения Цицерона и Квинтилиана(DeOratore;Institutiooratoria),посвященные этой теме. Кстати, многиеораторы и сейчас используют приемымнемоники, описанные еще Цицероном.

Мнемотехникупреподавал даже Джордано Бруно, разъезжаяпо разным городам Европы он предлагалmemoriatechnica.В средние века это искусство пользовалосьбольшим успехом, и легко понять почему.

Нужно было знать наизусть чрезвычайномного; для богословских споров, в товремя особенно практиковавшихся,необходимо было знание наизусть ицеликом места из Священного Писания;требовалось иногда указать точно, вкакой книге, главе, параграфе и прочеенаходится известное место. Все этитрудности, возможно, было обойти, тольковоспользовавшись мнемоникой.

Мнемотехникойинтересовался и Аристотель, которыйобучил этому искусству своего ученикаАлександра Македонского. Феноменальнойпамятью, основанной на мнемотехнике,обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Вот далеко не полный перечень людей,чьи имена связаны с искусством памяти:Сенека, Августин, Семонид Кеосский,Мерциан из Карфаген, Альберт Великий иФома Аквинский, Джакопо Рагоне, Ромберх,Джулио Камилл, Раймонд Луллий, ДжорданоБруно, Петр Рамус, Перкинс, Кампанелла,Ламберт Шенкель, Адам Бруксий, Лейбниц,Бэкон, Декарт. Кроме того, мнемотехникапреподавалась во всех крупных университетахЕвропы.

Послеизобретения книгопечатания Гутенбергомв 1445 году интерес к мнемотехникезначительно ослаб. И только в начале 19века искусство запоминания “возродилось”.В нашей стране мнемотехнику вводилидаже в школьное образование.

Так, до сихпор многим известна система Рефентлова,введенная в 1838 году. Результаты этойсистемы превзошли все ожидания.

Детиусваивали правила мнемотехники с большиминтересом и применяли их с таким успехом,что могли быстро запоминать хронологическиеданные, цифры из географии, истории ит.п.

Вотслова директора одного учебногозаведения:

  1. “Методы Рефентлова совершенно сообразно с природой памяти и как бы скопирована с отправлений этой духовной силы; она приводит в порядок, и подправила то, что память делала бессознательно.

  2. Изложенные методы удобопонятны даже для детей, не достигших десятилетнего возраста.

  3. Метода эта может быть употреблена с пользой для удержания в памяти большого количества имен, чисел, иностранных слов и прочее.

  4. Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное время препровождения для молодых людей. Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память.

“Всечитанное и слышанное нами об искусствеРефентлова доказывает, что оно ни естьдействие сильной памяти от природы, ноболее следствие его методы; и мы полагаем,что и лица не одаренные большой памятью,при надлежащем упражнении могутдостигнуть тех же самых результатов”.(Г.И. Челпанов, 1900 г.)

К сожалению, тольков конце прошлого века в нашей страневновь возродился интерес к мнемотехнике.Стали создаваться новые приемы, методыи техники запоминания. С одной мнемоническойсистемой «Суперпамять» вы познакомитесьв этой книге.

В чем же “секрет”мнемотехники?

Мнемотехникаявляется программой, которая позволяетобщаться с мозгом на его языке, т.е. языкеобразов. И “секрет”мнемотехникипрост и всем известен – это ассоциация,т.е.

связь нескольких образов. Вспомниводин образ (или увидев конкретныйпредмет), вы непременно вспомните и всеостальные образы! Нужно только научитьсяпредставлять образы и соединять ихискусственной ассоциацией.

Вот и весь“секрет”!

Спомощью мнемотехники можно запомнитьза короткое время большой объем точнойинформации, что просто не возможносделать обычными методами. Областьприменения мнемотехники довольнообширна, т.к. точную информацию и различныепоследовательности приходится запоминатьпрактически каждый день.

Без специальныхприемов не обойтись и при запоминанииплана дел на каждый день,и при запоминаниии, что самое важное, при вспоминаниилюбой учебной или другой важнойинформации.

Поэтомумнемотехника сейчас уже не является“искусством избранных”, она уже давнонаходится на службе у студентов ишкольников, менеджеров и руководителейразного ранга, политиков и ораторов.

Очевидныедостоинства мнемотехники не вызываютни у кого сомнений, однако очень частовстречаешь неприятие этих методов средивзрослых. Как правило, их отпугивает“несерьезность” методов запоминания,развивающая воображение и ассоциативноемышление. Уж очень они привыкли мыслитьштампами.

И как говорил философВитгенштейн, “всегда трудно приниматьпростые решения сложных проблем”. Авот школьники и студенты с большимудовольствием включаются в “увлекательнуюигру – запоминание” и очень быстропоказывают “чудеса памяти”, запоминая(и вспоминая!) за одно занятие сотнииностранных слов, цифр, терминов,исторических дат, формул и т.п.

И это нефантастика, это реальность! Никакаядругая система не позволяет в короткиесроки добиться таких феноменальныхрезультатов, как мнемотехника. Поэтомумы призываем вас, сразу не отказыватьсяот предлагаемых приемов и методов, апринять их и немного потренироваться. Как говорится: “Без труда …”.

Еще одной“не замечаемой трудностью” являетсяжелание добиться быстрых результатов.Не торопитесь, “все приходит вовремяк тому, кто умеет ждать”. Так что в добрыйчас!

Источник: https://StudFiles.net/preview/1713822/page:28/

Как запомнить много информации быстро за короткий срок

Мозг умеет запоминать информацию с помощью специальных программ.

Современный мир с огромным количеством постоянно обновляющейся информации предъявляет к памяти человека повышенные требования.

Перед людьми, стремящимися добиться успеха, встает вопрос — как запомнить много информации за короткие сроки? Над этой проблемой ни один год «бьются» лучшие умы человечества, которые нашли выход для таких людей.

Согласно их мнению, увеличить объемы памяти может применение специальных методик.

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит.

Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит.

Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека — более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит.

Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации.

Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов.

Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека.

Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой.

Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти.

После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно.

По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Быстро запомнить много информации за короткий срок помогут шпаргалки

Как лучше запоминать информацию? Зубрежка отнимает массу времени и не всегда эффективна. Излюбленный метод студенческой «контрабанды» – шпаргалки, помогает в решении этого вопроса.

Согласно мнению физиологов, применение шпаргалок активизирует деятельность нескольких анализаторов, в результате в процессе запоминания принимают участие несколько типов памяти — зрительный и двигательный. Такой подход обеспечивает быстрое запоминание.

Особенность шпаргалок заключается в способе сохранения информации.

Большой объем данных не получится вместить на маленьком клочке бумаги, поэтому ответ на вопрос билета записывают кратко в виде схем.

В них отражают ключевые моменты или отдельные фразы, отражающие суть, из которых создают логические цепочки путем осознанной переработки информации, что и обеспечивает последовательное запоминание текста.

Данный способ с успехом используется не только студентами, но и людьми, оперирующими большими объемами данных – менеджерами, преподавателями.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная.

Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки.

Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон.

Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание.

Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Техники запоминания большого объема данных с помощью моторной памяти

Реже всего для запоминания используют двигательную память. Однако подключение к процессам, ответственным за хранение информации, собственного тела обеспечивает прочное запоминание.

Методами, активизирующими моторную память, являются: написание шпаргалок, практическое выполнение действия, которое следует запомнить (к, примеру, воспроизведение элемента танца).

Активно такие техники применяются в детском возрасте и у людей, чья деятельность связана с формированием практических умений – летчиков, хирургов, строителей, поваров, спортсменов, танцоров.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации.

Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети.

Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации. Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Источник: https://sovets.net/3605-kak-zapomnit-mnogo-informatsii-za-korotkii-srok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.