Малыш и солнце: как избежать конфликта?
Содержание
- 1 Детские конфликты в детском саду
- 2 8 советов, как помочь ребёнку уладить школьный конфликт
- 2.1 1. Конфликтные ситуации случаются со всеми
- 2.2 2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него
- 2.3 3. Уберечь ребёнка от всего — невозможно
- 2.4 4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым
- 2.5 5. Разделить ответственность
- 2.6 6. Информации много не бывает
- 2.7 7. Быть на стороне своего ребёнка
- 2.8 8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?
- 3 Как предотвратить конфликт между детьми
Детские конфликты в детском саду
Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детском саду. На этом этапе очень важно, чтобы воспитатели и родители на своем примере показали, как правильно вести себя при конфронтации и разрешать споры без агрессии и применения физической силы.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.
Причины детских конфликтов
Конфликт — это неизбежнаячасть детства, поэтому невозможнопредупредить и обезвредить всеконфронтации, с которым столкнется вашкроха. В ссорах со сверстниками ребятишкиучатся находить компромиссы, отстаиватьсвое мнение. Все эти навыки пригодятсяподросшим деткам в школе, университетеи взрослой жизни.
Задача родителей и воспитателей в детском саду— научить их правильно разряжатьситуацию без нанесения физическихувечий, криков и истерик, чтобы в будущемони могли уверенно чувствовать себя влюбом коллективе.
Адаптация ребенка к условиям детского сада, чем родители могут помочь малышу?
Важно понимать причины иистоки детских ссор в разном возрасте
- Например, двух- и трехлетние детичаще всего ссорятся из-за неподеленныхигрушек и разрушенных сооружений. Ониеще не умеют выражать свои мысли иэмоции, поэтому часто прибегают кфизической силе и плачут, чтобы привлечьвнимание взрослых к своей беде.
- К возрасту 4-5 лет дети лучше изъясняются и могут находитьобщий язык, но одновременно возникаюти споры. Очень часто конфликты возникаютиз-за нежелания совместно играть,когда один игрок отказывается потакатьдругому. Становясь старше, дошколятаспорят из-за правил игры, ее сюжета и«обязанностей» своих персонажей.
- Ребята до 5-6 лет еще неосмысливают свои эмоции и желания,поэтому они так небрежно относятся кпожеланиям и предпочтениям окружающих.Дошколята не умеют ставить себя на местодругого, не могут представить себе егопереживания. Именно поэтому ребеноквсегда до последнего будет отстаиватьсвое мнение, будет говорить, вместотого, чтобы послушать собеседника. Всеэто приводит к возникновению споров иссор, когда играющие не могут найтиправильную модель поведения в ситуациях,которые требуют совместной деятельности.Научить ребятишек конструктивно вестисебя в условиях конфронтации должныродители.
Как нельзя реагировать надетский конфликт?
- Невмешательство — однаиз распространенных ошибок родителей.Если вы на своем примере научили ребенка,как вести себя в конфликтной ситуации,безусловно, можно и нужно позволять емусамостоятельно заканчивать спор. Еслиже он становится жертвой агрессора ине может без посторонней помощи найтивыход из конфронтации, нужно вмешатьсяи спокойно прекратить конфликт с позициивзрослого.
- Избегание — также нелучший способ разрешения конфликтовдетей. Во-первых, уход в другой детскийсад или на соседнюю игровую площадкуне разрешает конфликт, а лишь затягиваетвремя до наступления нового кризиса.Во-вторых, кроха не получает необходимыхзнаний о том, как отстаивать свою позициюв споре, чувствует себя неуверенно ибеззащитно. Если такая модель поведениярегулярно повторяется, малыш и в будущембудет избегать конфликтов в школе и наработе.
- Активная конфронтация особенно популярна среди импульсивныхи вспыльчивых людей, которые ни за чтоне дадут свое чадо в обиду. Переход накрик, чтение нотаций, грубость и обвиненияв адрес обидчика лишь напугают вашегодошкольника, а также закрепят в егосознании некорректную модель завершенияспора. Более того, по закону, вы не имеетеправа наказывать и воспитывать чужихдетей и даже проводить с ними разъяснительныебеседы, эту работу должны взять на себяих родители.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.
- Необъективное отношение ксобственному ребенку часто мешаетродителям разобраться в причинах ссоры.Как бы сильно вы не любили своего кроху,помните, что и он может быть зачинщикомссоры.
- Запрет на общение с обидчиком в большинстве случаев абсолютно неоправдан. Ребята спорят и воюют оченьчасто, но и мирятся в считанные секунды.Не нужно запрещать своему чаду игратьс детками, с которыми он ссорится.Разлучите их на пару дней, а затемпозвольте снова поиграть вместе. Такогосрока вполне достаточно, чтобы деткизабыли об обидах и восстановили дружескиеотношения. Запрет на общение действительнонужен только если вы столкнулись сасоциальным поведением кого-то изигровых компаньонов своего крохи.
- Публичное наказаниепровинившегося малыша, так популярное среди воспитателей в детских садах, недопустимо,если не хотим уничтожить самооценку ребенка. Любые разъяснительныеразговоры и наказания нужно реализоватьнаедине. Даже если же обиженные требуютпубличного наказания, не позволяйте имоскорблять и ругать своего малыша,пообещайте разобраться в ситуации дома.
Как правильно разрешатьконфликты детей?
Иногда предупредить детскую конфронтацию проще, чем разрешить ее,но не всегда есть возможность распознатьпризнаки назревающей ссоры. Поэтому воспитателям в детском саду и родителям важно выстроить правильную модельповедения на случай конфликта междудетьми.
Если личные границы малыша нарушили, например, его кто-тотолкнул или отобрал любимую игрушку,можно выступить в качестве третейскогосудьи. Попросить обидчика извинитьсяи вернуть отобранную вещь или найти взрослого, ответственного за драчуна.
В случае ссоры важно разобратьсяв причинах конфликта. Воспитатель или родитель должен попросить обоихдеток объяснить свои эмоции и желания,чтобы они смогли понять причины поведениядруг друга. Нужно задать спорщикам нескольковопросов, которые заставят их задуматься:
- Из-за чего произошел спор?
- Вы пытались разрешить конфликтмежду собой?
- Как можно было избежать ссоры?
- Что должен был сделать каждыйиз вас, чтобы получить желаемое не обижаядруга?
- Как вы будете вести себя вследующий раз в подобной ситуации?
Важно учить детей правильнознакомиться, мирно играть и сосуществоватьсо сверстниками на примере сказок,мультфильмов, сюжетных игр. Чем раньшевы научите ребенка отстаивать своюпозицию в споре, не оскорбляя и не обижаяпартнера, тем увереннее будет себячувствовать ваш малыш.
В данном обзоре мы рассмотрелиобщие случаи конфликтных ситуаций средидетей. Если же ваш малыш стал участникомдраки в детском саду, почитайте статью,посвященную этой теме.
Особенности воспитания девочек: советы родителям.
Источник: https://viline.tv/moda/article/konflikty-detej-v-detskom-sadu-sovety-roditelam
8 советов, как помочь ребёнку уладить школьный конфликт
Жизнь школьника, как и взрослого, не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия.
Но для ребёнка конфликт со сверстниками может стать сильным потрясением и повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
Как же относиться родителям к конфликтным ситуациям в жизни ребёнка — бросаться спасать, оберегать, наблюдать со стороны, — рассказывают психологи центра «Архитектура будущего» Данил Парникель и Александра Чернышева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Конфликтные ситуации случаются со всеми
Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Столкновение мнений и интересов неизбежно.
Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда — затяжное противостояние.
Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт это шаг в развитии отношений и своём собственном.
2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него
Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания.
Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным.
Родительская помощь в данном случае состоит в умении выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.
3. Уберечь ребёнка от всего — невозможно
Внешний мир — место небезопасное, и мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок.
Тревоги и переживания родителей можно понять, жизненный опыт позволяет прогнозировать развитие ситуации и опасаться, что в следующий раз при драке шишкой можно и не отделаться.
Однако, защищая интересы ребёнка без его согласия (а иногда и вопреки ему), мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.
4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым
Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.
Речь идёт прежде всего о
- ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят сексуальный контекст, о котором дети (и даже подростки) даже не задумываются;
- закреплении статуса («ребята подрались и теперь всегда будут врагами»);
- «Преднамеренном» членовредительстве (например, «драка» карандашами)
Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?
5. Разделить ответственность
Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.
Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.
Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.
Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.
6. Информации много не бывает
Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию.
Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!
7. Быть на стороне своего ребёнка
В большинстве конфликтных ситуаций дети разберутся сами, и до родителей информация просто не дойдёт. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя.
Это не означает, что родитель должен занять позицию «мой ребёнок всегда прав, а окружающие к нему пристрастны».
Но все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.
Родитель — опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ
Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.
8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?
По итогам конфликтной ситуации, особенно если в ней есть активная роль ребенка, хочётся (да и полезно) провести «разбор полётов».
Как же выразить ребёнку свою позицию, не потеряв желание слушать? Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться.
Главный недостаток такого монолога — «цикличность» речи, когда самая правильная мысль (наверняка уже не один раз ребёнку проговоренная) звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум.
Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге. К тому же в равноправном обсуждении можно собрать больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.
Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.
3 способа научить подростка самоконтролю
Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится
6 важных фактов о травле в школе, которые лучше знать родителям
Источник: https://mel.fm/blog/nikita-karpov/38059-8-sovetov-kak-pomoch-rebenku-uladit-shkolny-konflikt
Как предотвратить конфликт между детьми
Обычно ссора между детьми не начинается внезапно — крикам и дракам предшествует нарастающее напряжение по тем или иным причинам. Другой вопрос — можем ли мы это напряжение вовремя заметить и вовремя предупредить конфликт. Конечно, приходится быть постоянно включенной и хотя бы одним ухом, и одним глазом присматривать за детьми и «мониторить» их состояние, атмосферу между ними.
Но это стоит того — участницы моих тренингов говорят, что конфликтов становится вполовину меньше, если за этим следить. Сегодня мы поговорим о том, как нам предупредить конфликт в самом-самом зародыше. В последнем потоке практикума мы рассматривали 15 таких способов, но сегодня остановимся на 10 (остальные способы оставим на вкусненькое участницам грядущего потока практикума
Источник: http://www.2mama.info/10-sposobov-predupredit-konflikt-mezhdu-detmi/