Чтобы малыш быстрее заговорил

Содержание

Как помочь ребёнку заговорить и нужно ли вообще это делать

Чтобы малыш быстрее заговорил

«Когда мой ребёнок заговорит? Я (или кто угодно) в этом возрасте уже и стихи, и песни, и „Сон в летнюю ночь“ по ролям разыгрывала!».

Вы смотрите на других детей, на себя в воспоминаниях, видите инстаграмы, где милые кудрявые малыши выдают день за днём то, что Чуковскому не могло и присниться.

И всё больше с каждой минутой нервничаете: когда уже, когда, что с ним не так? Узнали себя? Усаживайтесь поудобнее, мы это тоже проходили.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Конечно, тут бы показать ребёнка хорошему неврологу или логопеду. Но мы все боимся страшного вердикта «задержка речевого развития», как боимся любой детской болезни или отклонения. Потому что не знаем, что с этим делать. Самый совершенный механизм вдруг даёт сбой — паника!

Спокойствие, только спокойствие

Во-первых, нужно заставить себя не паниковать и вообще поменьше волноваться на эту тему. Да, это очень, очень сложно. Да, хочется побыстрей услышать, как болтает ваш малыш. Да, хочется поговорить с ним на вашем языке, хочется поделиться этим с родными и друзьями.

Да, всё это ещё сильнее фрустрирует, но простая истина заключается в том, что переживания и зацикленность мамы на речи вряд ли помогут ребёнку заговорить.

Как раз наоборот, в крайних случаях эффект может быть противоположный: на почве собственных расстройств мама может увлечься «развивашками» и не заметить, как игры превратятся в давление на ребёнка, затормозив таким образом развитие речи.

Сама по себе задержка речи не страшна — каждый ребёнок развивается по собственному расписанию

Даже принятые докторами нормы имеют погрешность в три-шесть месяцев (это только для одного ребёнка, но и у самих докторов нормативы часто отличаются друг друга).

Почему не дольше, фиксировано ли это время? Как пишут известные учёные-нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг в своей книге «Тайны мозга вашего ребёнка», дело в том, что у маленьких детей нейронные связи в мозге, отвечающие за те или иные функции, развиваются стремительно.

Поэтому этот отрезок времени — четверть или половина года в возрасте до трёх лет — на самом деле огромный срок. И наверняка структура уже выстроилась, но пока не проявилась. Либо же как раз наоборот — есть какие-то нарушения, и их нужно ловить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.

Поэтому — наблюдайте. Наблюдайте за поведением ребёнка, за его изменениями. Это, кстати, отличный способ заглушить переживания — записывать в блокнот ежедневные события и развлечения. Что-то вроде дневника.

Наблюдения помогут увидеть динамику или её отсутствие.

Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что два понедельника назад «где» было просто звуком, а сегодня есть уже два «где» — для людей и для спрятанных предметов, и они совершенно разные фонетически. Кстати говоря, это уже речь.

Как вовремя распознать нарушения речи у ребёнка

Кроме того, станет наконец очевидно, как многому ребёнок учится, и что даже за один день происходит череда маленьких прорывов и скачков. Это касается не только слов, но и действий, степени понимания и запоминания, эмоций и их выражения и даже «мелких бытовых обязанностей», которым вы и не планировали учить ребёнка, а он однажды утром, пока вы делаете ему кашу, берёт и делает вам кофе.

Суть в том, что отставание в речи всегда идёт рука об руку с отставаниями в моторном — и в частности — в мелкомоторном развитии

«Возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение.

Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики», — объясняют Амондт и Вонг.

Поэтому если есть проблемы в речи, то они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение (здесь мы говорим именно о неумении, а не о нежелании) выразить свою мысль словами.

Говорящие колобки пусть останутся в магазинах

Многофункциональные чудо-игрушки, роботы, обучающие говорить, карточки с однокоренными словами — это всё, мягко говоря, не имеет никакого отношения к развитию речи. Но это не значит, что ребёнку не нужно или нечем помочь «разболтаться».

Советский физиолог Марионилла Кольцова ещё 40 лет назад объяснила, почему развитию речи отлично способствуют известные всем с детства пальчиковые игры. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу.

В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи

Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи», — пишет она в книге «Ребёнок начинает говорить». И там же приводит несколько возможных вариантов игр с пальцами.

К ним же относятся завязывание-развязывание шнурков, перебирание крупы и «пальчиковый театр» — животные и сказочные персонажи, которые надеваются на пальцы.

Не молчите

Известный факт, что дети (особенно ещё не говорящие дети) отражают и ретранслируют родительское поведение практически во всех аспектах своей жизни — от настроения и поведения до манеры сидеть за столом. Речь не исключение.

Поэтому моторика моторикой, но в первую очередь посмотрите на себя: а вы сами достаточно разговариваете с ребёнком? Если вы только отдаёте команды — идём гулять, поешь, убери игрушки — так дело не пойдёт. Совет прост и очевиден.

Старайтесь разговаривать с ребёнком обо всём. Если он не отвечает вам на вашем языке — это ещё не значит, что он не отвечает вам совсем или не понимает вас

Рассказывайте ему о том, что вы делаете прямо сейчас, о том, чем займетесь на прогулке, перед сном обсуждайте, как прошёл день. Проговаривайте слова, на которые он обратил внимание, обыгрывайте их. Покажите ему, как произнести сложное слово.

Всё это не просто сентиментальные мелочи и не только про налаживание контакта и связи — это и про речь.

В какой-то момент ему захочется повторить за вами одно слово, потом другое, третье, а потом ещё, и ещё, и ещё, и вы уже не сможете его остановить.

На его языке

Советский психолог Лев Выготский называл переход от безъязычного к языковому периоду развития периодом автономной речи («Вопросы детской психологии»). Это язык, созданный самим ребёнком на основе взрослого языка, но не повторяющий его и живущий по собственным законам.

При этом ребёнок отлично понимает взрослую речь, то есть язык, на котором говорит окружающий его социум. Но значения его слов не совпадают со значением наших слов.

Эти лексемы вообще сложно называть словами в привычном смысле — больше они похожи на обрывки слов, обозначающие часто целые категории (например, слово «бак», означающее в речи ребёнка «собаку», может одновременно быть волком, лисой, то есть всеми животными, похожими на собаку, а может «перекинуться» и на белку, потому что она такая же рыжая, как лиса, на владельца какой-то конкретной собаки и так далее).

Важно понимать, что такая речь — это необходимый и важный период, во время которого ребёнок осваивает язык как инструмент и систему, и по максимуму помогать ему в этом

Лингвист Стелла Цейтлин обращает внимание на то, что на этом этапе родителям не стоит пренебрегать так называемым языком нянь. Всевозможные «машинка би-би» и «собачка гав-гав» несут в себе важнейшую функцию: ребёнок понимает, что его понимают.

В то же время достоверных сведений о причинно-следственных связях между речью, которую использовали родители в общении со своими маленькими детьми в этот период, и временем появления речи у ребёнка нет.

Но есть достоверные сведения, что те дети, с которыми больше разговаривали, сами заговорили раньше и имели больший словарный запас.

Проблема поколения

Если вы всё ещё переживаете о том, что дочь подруги заговорила раньше вашего сына, а сами вы с года по ролям, то вот вам ещё один факт: вы не одни. В последние 10-15 лет педиатры, психологи и лингвисты отметили тенденцию к более позднему появлению речи у детей — после двух лет.

Пока эта ситуация не изучена настолько, чтобы можно было точно назвать причины повсеместной «задержки», но некоторые специалисты делают предположения.

Дело, по их мнению, может быть в том, что родители, пытаясь успеть за своими друзьями, коллегами и миром соцсетей, стали меньше общаться с детьми.

Почему не нужно пытаться вложить в ребёнка как можно больше знаний в раннем возрасте

Второй причиной называют, как раз наоборот, бесконечную материнскую болтовню. «Ребёнку даже не нужно ничего говорить, его и так понимают и предугадывают все его желания», — говорят они и цитируют анекдот про того мальчика, которого до пяти лет всё устраивало.

Именно для сохранения золотой середины логопеды советуют не настаивать и не говорить за ребёнка всё, а побуждать его к говорению

Не просить напрямую сказать какое-то конкретное слово, а задавать наводящий вопрос.

Например, вместо «скажи мяч» спросить ребёнка «во что ты играл с папой сегодня на прогулке? что у меня в руках?» или просто «что это?» Вместо «скажи Маша» — «как зовут твою маленькую сестру?».

Даже если ответы не последуют, ребёнок, так или иначе, задумается о них и внутренне вам ответит. А если ответит на своём языке — не раздражайтесь и не отчаивайтесь, лучше похвалите и произнесите по-своему.

Не бойтесь врачей

Всё вышесказанное совсем не означает, что нужно избегать врачей и целыми днями заставлять ребёнка перебирать фасоль. Вообще-то самая главная заповедь современной мамы — если чувствуешь, что что-то не так, и не знаешь что, обратись к специалисту. Но чувства мамы тут понятны.

Специалистов много, все они поют на разный лад, один невролог требует 15 слов от годовалого ребёнка, а второй не считает молчание и в два года критичной историей. И вообще все они чужие, проще спросить у подруги или залезть в интернет, там хоть и пугают, но как-то более отстраненно.

Неврологи, конечно, не преследуют цели напугать родителей. Они стремятся определить нарушения в развитии (если они есть) на ранней стадии

А так как задержка речи может говорить о многих тяжёлых заболеваниях или отклонениях, не заметных в первые два года жизни, на умение ребёнка говорить и на его стремление овладеть языком обращается пристальное внимание.

Если же врач (невролог, психолог, логопед) посчитал, что это всё-таки ваш диагноз, то не стесняйтесь поинтересоваться у него, почему он сделал такое предположение — только по количеству слов или есть ещё какие-то признаки отставания, и есть ли острая необходимость в «стимуляции».

И потом обязательно расскажите ребёнку о ваших дальнейших планах, вам он обязательно ответит.

Бонусом мы собрали советы неврологов, логопедов и психологов о том, что делать не надо, если вы считаете, что речь ребёнка опаздывает:

  • Не усаживайте ребёнка смотреть мультфильмы. Какими бы «развивающими» и продуманными они ни были — они несут в себе совершенно другую цель. Для маленького ребёнка мультфильмы — это прежде всего образ и только потом диалоги и мораль. А образов и историй у него полно и вокруг.
  • Не искажайте свою речь. «Машинка едет „би-би“» и «бибика вжик-вжик» — два совершенно разных предложения. В первом понятно, что машина едет и издаёт вот этот звук, но «бибика» — это совершенно лишнее. Если ребёнок сам придумает это слово — оставьте его ему. Но вы для него эталон, говорите качественно.
  • Не подкупайте. «Скажи „мама“ — дам конфетку» — не надо так. Речь нужна не для того, чтобы получать конфетки, и конфетки раздают не за выполнение условий.
  • Не шантажируйте. То же самое, только наоборот. Не лишайте ребёнка пряников за то, что он не говорит.
  • Не настаивайте и не заставляйте. Он может совсем замкнуться в знак протеста.
  • Не зацикливайтесь.

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Как развивать ребёнка, который не может читать

18 примеров того, как мы не задумываясь врём своим детям

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/3714096-baby_talk

10 советов, которые помогут малышу заговорить

Чтобы малыш быстрее заговорил

От чего зависит, когда ребенок заговорит? Этот вопрос волнует многих родителей, особенно тех, чьи детки так и не начали говорить к двум годам жизни. К этому возрасту малыши уже умеют понятно излагать свои мысли, используя слова и даже целые предложения, но что делать если с вашим крохой все не так? Можно ли как помочь ребенку говорить в 2 года?

С самого рождения кроха копит в своей памяти пассивную речь. Он слушает все, что происходит вокруг него, особое внимание обращает на слова, которые ему говорят родители. Ребенку интересно наблюдать за шевелением губ во время того как мама или папа что-то ему рассказывает. Со временем, последовав примеру родителей, малыш сам начнет говорить.

К двум годам большинство детей могут разговаривать сложными предложениями, но есть и такие, чей словарный запас не больше десятка слов. В этом случае родители записываются на специальные занятия, чтобы ребенок заговорил. Однако, если ситуация не слишком тяжелая, можно руководствоваться десятью советами, которые помогут в домашних условиях.

1. Используйте простые и понятные слова

Одна из самых распространенных причин, почему ребенок не говорит он попросту не понимает и не запоминает слова, которые слышит. Важно говорить просто, понятно, без сюсюканья .

Если вы хотите попросить ребенка что-то сделать, то говорите примерно следующим образом: принеси машинку , где юла? , возьми собачку и так далее. Помните, что чем проще слова и фразы, которые вы используете при общении с ребенком, тем быстрее он начнет вам подражать.

2. Читайте книжки, рассматривайте картинки

Желательно каждый день хотя бы по десять минут читать с ребенком книги. Так как малыш еще маленький, постарайтесь найти книжки с минимальным количеством текста, но с крупными и яркими картинками. Они смогут привлечь внимание ребенка, и он сам попытается выяснить, что нарисовано на той или иной страничке.

Не злитесь, если кроха просит вас читать для него одну и ту же книгу. За счет повторений он сможет запомнить взаимосвязи между картинками и словами, а также расширить свой словарный запас.

3. Ограничьте просмотр телевизора

Для того чтобы ребенок начал говорить, поменьше давайте смотреть ему телевизор, в качестве успокоения или для того, чтобы отвлечь его от себя.

Помните, что ребенок не начнет говорить, если не будет слышать речь, видеть шевеления губ родителей.

А как он будет это делать если постоянно смотрит только мелькающие картинки на экране? Кроме того, со временем вы заметите, что малыш привык к телевизору, а убрать его от экрана окажется куда сложнее, чем научить говорить.

Вместо того, чтобы сажать ребенка перед телевизором, больше играйте с ним, общайтесь. Если вам нужно заняться домашними делать, все равно продолжайте разговаривать с малышом. Неважно о чем, главное, чтобы он слышал вашу речь.

4. Больше слушайте детские песенки

Еще один вариант, как помочь ребенку говорить в 2 года, — регулярно слушать простые детские песенки.

Во-первых, они повышают малышу настроение, а во-вторых, обогащают его словарный запас и развивают слуховое внимание. Желательно чередовать медленные песенки с быстрыми, ведь ритм способствует восприятию ребенком слов.

Нелишним будет, если вы сами станете петь малышу. Кроха будет следить за движением губ и попытается повторить слова.

5. Проговаривайте малышу все, что вы делаете

Для того чтобы ребенок начал говорить, он должен постоянно слышать речь и видеть ее источник. Следить за тем, как рождаются слова.

По этой причине родители должны проговаривать каждое свое действие. Например, Сейчас мы пойдем в ванну и будем купаться. Какую игрушку ты хочешь с собой взять? .

Такой вопрос вынудит ребенка говорить, тем более, если нужная ему игрушка находится не в его поле зрения.

Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка к речи, больше задавайте наводящих вопросов.

6. Не нужно говорить слишком быстро

Представьте, что вы записались на курсы иностранного языка и пришли на первое занятие. Ваш преподаватель предложил вам записать несколько слов и начинает их перечислять, но делает это слишком быстро. В такой ситуации вы не сможете записать слова, вам придется их разбирать с большим трудом.

Сложно и ребенку попытаться заговорить, если речь его родителей слишком быстрая. В таком потоке текста малыш не услышит отдельных фраз, слов, не поймет их смысл. Ваша речь для него просто станет фоновым шумом, он не станет к ней прислушиваться.

7. Изучайте все предметы

Мир, окружающий малыша, полон различных предметов и живых существ. Для крохи будет полезно изучение всего, что находится рядом с ним. По этой причине, натыкаясь на новый предмет, расскажите малышу все, что о нем знаете.

Как называется предмет, какого он цвета, формы, расскажите о его скрытых свойствах (светится в темноте, отскакивает от земли).

Чем больше вы будете рассказывать малышу информации, тем больше слов он будет знать, и тем проще ему будет объясняться в дальнейшем.

8. Наберитесь терпения

Когда ребенок учится говорить, важно предоставить ему спокойную обстановку без лишних стрессов, здоровое питание (во время еды также можно разговаривать с ребенком расскажите из чего приготовлено блюдо, где росли эти овощи и фрукты), правильный сон и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Наберитесь терпения и будьте сами собой. Не демонстрируйте тревогу или раздражение, если ваш малыш долго не говорит.

9. Не требуйте от малыша слишком много

Формирование речи ребенка, запоминание слов это длительный и трудоемкий процесс, который взвалился на плечи маленького ребенка. По этой причине нельзя требовать от него безукоризненно верного произношения слов, сложных предложений и ярких эпитетов.

10. Поощряйте все попытки заговорить

Если вдруг в общественном месте малыш стал громко издавать какие-то звуки, не ругайте его и не говорите, чтобы он перестал. Попытайтесь понять, что хочет сказать ребенок, заведите с ним диалог. Малыш начнет понимать, что все делает правильно и быстрее улучшит произношение слов. Любую попытку крохи что-то сказать нужно поощрять.

Речь малыша не сразу станет правильной и фонетически, и грамматически. Запаситесь терпением, не ругайте малыша и не исправляйте его резко или грубо. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать больше простых слов, говорите медленно и четко. Помните, что у вашего крохи все еще впереди и он обязательно научится говорить.

Источник: https://maminclub.kz/articles/5146-10-sovetov-kotorye-pomogut-malyshu-zagovorit/

Заговор что бы ребенок

Чтобы малыш быстрее заговорил

Есть такие решения, которые помогают, чтобы малыш начал говорить или быстрее заговорил, был здоров и не болел, не боялся ходить, выздоровел, ходил в детский сад нормально и спал всю ночь, а также говорить начал, на горшок ходил и просился, а также с ребенком дружили, и он не плакал и не капризничал.

В этой статье рассматривают разные подходы, в том числе, чтоб он легко и быстро засыпал, не заболел, крепко спал ночью, не какал в штаны, не кашлял, привык к садику, отец ребенка любил и ребенку помогал, малыш начал разговаривать нормально.

Заговор чтобы ребенок хорошо учился читать на огонь

Как пламя горит-разгорается, так и раб Божий (имя ребенка) к учебе загорается. Огонь зажгут,

знания к (имя ребенка) перейдут!»

Заговор чтобы ребенок хорошо спал и чтоб быстро засыпал

Сплюшка сова перо потеряла. Перо пролетало на (имя ребенка) упало. Стал его сон сладок и крепок,

как у сплюшкиных деток.

Заговор чтобы ребенок был спокойным, не болел, был послушным и умным

Прошу тебя, Ангел-Хранитель раба Божьего (имя ребенка)! Руководи мыслями и делами моего дитяти. Не дай ему оступиться с пути праведного,

и совершить поступка постыдного.

Заговор чтобы ребенок быстрее пошел

Поддержи Ангел-Хранитель раба Божьего (имя ребенка) под белы рученьки, дай силы крепко стоять на земле его ноженькам. Пусть идет твердо и смело по дороге жизни для него судьбой предназначенной, и никуда не сворачивает, имя Господа Нашего прославляя!

Да будет так! Аминь.»

Заговор чтобы ребенок в садике и яслях не плакал

Перед тем как отвести ребенка в ясли умойте его личико заговоренной святой водой; «Личико умываю, дитятко защищаю: от напрасной боли, от внезапной хвори, от глаза завистливого, злого,

от слова плохого.»

Заговор чтобы ребенок вернулся домой, в школе не обижали, все любили

Прошепчите следующий заговор вслед ребенку, направившемуся в школу: «Ангел-Хранитель, наш поручитель! Возьми под свое крыло дитятко малое мое. Повсюду с ним идите,

и домой в здравии приходите».

Заговор чтобы ребенок не воровал

Луна кругла! Убереги (имя ребенка) от зла. Чтоб вся дурь ушла прочь

в эту же ночь.

Действенный заговор чтобы ребенок не грыз ногти

Моя ребенку руки, говорите: «Вылью вместе с грязной водичкой дурную привычку под бричку. Чтоб ты ногти не ломал, не грыз и не кусал, а ножницами подстригал

свою удачу сберегал!»

Заговор чтобы ребенок ел и хорошо кушал

Бежала с неба водица, чтоб было чем напиться зверю лесному, чудищу морскому, траве-мураве, что растет во дворе. Что скажу, слушай,

а что дам – покушай.

Сильный заговор чтобы ребенок не кусался

Дайте ребенку откусить кусочек от краюхи хлеба, а остатки раскрошите, и отдайте птицам со словами: «Крошки заберите, раба Божьего (имя ребенка)

кусаться отучите!»

Заговор чтобы у ребенка живот не болел

Дайте ребенку испить ложечку святой воды со словами: «Избавь водица святая Раба Божьего (имя) от всяческой боли,

колик и хвори. Аминь!»

Заговор чтобы зачать ребенка, выносить и он родился здоровым и чтобы муж ребенка захотел

Попросите у иконы Божьей Матери заступничества перед Господом о том, чтоб ниспослал вам ребенка – это будет намного лучше для всех членов семьи, чем прибегнуть к заговорам, пусть даже и Белой магии.

Заговор чтобы ребенок сдал экзамен

Произнесите вслед ребенку, что идет сдавать экзамен следующий заговор; «Как солнце по утру рассеивает тьму, так и мысли твои проясняются, все, что учил припоминается, а мысли в слова облачаются. Да будет так! Вот тебе в след на откуп пятак!»

Произнося последнюю строку заговора, выбросьте на дорогу монету.

Заговор чтобы у ребенка были друзья

Прочтите в день, приходящийся на день рождения вашего ребенка, следующий заговор: «Как день вслед ночи шагает, так и раб Божий (имя ребенка) добро от зла отличает, сам правильные решения принимает. Друзей приобретает, а чужой воле не подчиняется! Господи! Помоги направь его стопы на правильные пути!

Аминь.»

Также имеются решения, чтобы отчим ребенка не обижал, ребенок не обманывал, палец не сосал, нормально покакал, перевернулся в животе во время беременности, поправился и перестал болеть, кашлять и всегда слушался родителей, то есть стал послушным, спал в своей кроватке, быстро уснул и успокоился, а также у него появился аппетит.

Источник: http://sonvryky.com/zagovor-chto-by-rebenok/

Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт

Чтобы малыш быстрее заговорил

Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.

Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу… Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой… Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно… Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью… Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-pomoch-rebenku-zagovorit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.